ОДЕССКАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА - Самоуправление: культурная эволюция vs революция

Екатерина Стукалова. Одесская биеннале: Самоуправление, Бактерия и Конармия

Очнувшаяся от многолетней спячки одесская художественная сцена предлагает зрителям масштабную программу III биеннале современного искусства — с западными звездами, живыми украинскими классиками и интригующими новыми именами.

В среду 28 августа открылась ІІІ Одесская биеннале современного искусства, событие, которое уже давно предвкушала украинская художественная общественность. Кураторы проекта Михаил Рашковецкий и Мирослав Кульчицкий потрудились на славу, в течение года неустанно публикуя на своих фейсбук-страницах интригующие анонсы готовящегося биеннале.

Будоражило и постоянное расширение состава участников — в результате вышло более полусотни художников и арт-групп из 12 стран, среди которых и отечественные мэтры вроде Александра Ройтбурда, Василия Цаголова и Олега Тистола, и весь цвет молодого протестного искусства в лице групп Р.?Э. П. и SOSка, и сборная команда одесских художников в звездном составе, и международные авторитеты — Лучезар Бояджиев из Болгарии, Дан Перьйовши из Румынии, Юрий Альберт из Москвы, группа «Что делать?» из Санкт-Петербурга.

Если добавить, что в основной и параллельной программах оказались задействованы практически все экспозиционные площадки и художественные институции города, становится понятно, почему с биеннале связывают надежды на долгожданное восстановление Одессы в правах второй столицы современного искусства Украины.

В последние десятилетия прошлого века Одесса имела все основания носить это гордое звание. Выходцы из здешней художественной среды блистали не только и не столько на локальной киевской, но и на московской сцене («Медицинская герменевтика», Лариса Резун-Звездочетова, Игорь Степин и Светлана Мартынчик, более известные широкой публике под псевдонимом Макс Фрай).

Выставки вроде знаменитой «Свободной зоны» 1994 года своим размахом затмевали все происходящее в то время в других городах Украины. Даже Джордж Сорос, основавший во всех столицах Восточной Европы Центры современного искусства, признал одесскую уникальность, открыв здесь отдельный, независимый от киевского офиса ЦСИ.

К сожалению, первое десятилетие нового тысячелетия выдалось для одесской художественной жизни не столь триумфальным.
Склонность одесситов к странствиям и эмиграциям сыграла с городом плохую шутку — в 2000?х здешняя художественная сцена заметно поредела и перестала нести свой привычный поток инициатив, событий и новых художников. Так что не стоит удивляться тому, что на громко заявленное биеннале этого года возлагаются большие надежды.

Впрочем, тем, кто рассчитывает дважды войти в одну и ту же реку и окунуться в безумную смесь психоделики, гедонизма и декадентства, определявшую атмосферу одесской художественной жизни конца прошлого века, скорее всего придется разочароваться.

Даже если сравнить названия одесских выставок 90?х годов («Кабинет доктора Франкенштейна», «Фантом — Опера», «Синдром Кандинского») с заголовком нынешней биеннале — «Самоуправление: культурная эволюция vs революция», становится очевидно, что увлекательная постмодернисткая игра уступает место менее зрелищному и эффектному социально-культурному исследованию.

Об этом говорит и то, какое количество художников, работающих в области социально-критического искусства, приглашено в основной выставочный проект биеннале, который представлен сразу на нескольких площадках — в залах Музея современного искусства Одессы на ул. Белинского и на Французском бульваре и в галерее «Желтые Великаны» в помещении Одесского художественного музея.

Но помимо социально-ангажированных художников кураторы пригласили к участию и их закоренелых идейных оппонентов, «резидента жлоб-арта» Ивана Семесюка и «вольного художника» Олексу Манна, которые представляют в Одессе свой спецпроект «Бактерия» под лозунгом «Насільноє Навязиваніє Чуждой Нам Парадіґми» (выставка проходит в галерее NT-Art на Лидерсовском бульваре).

А в галерее «ХудПромо» представлен другой спецпроект биеннале — «Слабость», в котором авторы из Харькова, Одессы и Киева собираются поставить под сомнение способность художника что?то реально изменить в окружающей его социальной ситуации.

В параллельной программе биеннале нашли себе место такие разнообразные и даже причудливые проекты, как выставка иллюстраций к «Конармии» Бабеля во Всемирном клубе одесситов, фотовыставка творческого объединения Gruppa и экспозиция молодых одесских художников, опекаемых активной и не слишком разборчивой Slava Frolova Group.

Сложно сказать, сможет ли весь этот пестрый и противоречивый набор экспозиций и авторских высказываний дать какой?либо вразумительный ответ на вопросы, поставленные кураторами, но то, что одесская художественная жизнь получит неплохую встряску — очевидно.
Стать свидетелем этого процесса можно на протяжении всего месяца — экспозиции ІІІ Одесской биеннале современного искусства будут работать до 30 сентября.

Опубликовано: http://www.capital.ua/time/4566-odesskaya-biennale-1?issue=146

 

Проект "Бактерія" в NT-Art gallery

Бактерія

У час, коли побутовий інфернальний сюрреалізм тісно переплітається з соціальною критикою, утворилась нова художньо-біологічна формація "Бактерія". Вона, як і натуральна бактерія, - маленька, але вельми живуча. "Бактерію" не видно без мікроскопу, проте вона є дуже відчутною в організмі. Її задача - розповсюджувати свої ідеї. Не обов'язково, що вона є шкідливою. "Бактерія" може одночасно містити в собі полярні маркери: для когось - позитивні, для інших - деструктивні. Вона необхідна, як і кожен мікроорганізм, для збалансованого існування цього складного і дуже зваженого світу. 

Почалось все з самоврядування двох художників - Івана Семесюка і Олекси Манна. Самоврядування полягало в незатійливому бажанні розшуковувати і експонувати хуліганське мистецтво, яке поки що неможливо виставити в галереях. 

Мистецтво, яке самостійно існує, жваве, підкріплене лише особистістю художника. На відміну від лабораторного, висмоктаного з пальця проектного мистецтва, якому необхідні інституційні милиці, щоб воно взагалі жеврало. Хуліганське існує самостійно, десь твориться, по районах і кутах інтернету. Про нього знає обмежена кількість людей, але в своєму колі воно вже культове. Вивести це мистецтво з территорії інтернету і соціальних мереж в оф-лайн і було стимулом для створення підпільної галереї-квартирника. 

На основі квартири, яку друзі-архітектори створили для своїх власних розваг, а в першу чергу для того, щоб там бухати зі своїми друзями-художниками, була відкрита підпільна галерея теж під назвою, як не дивно, "Бактерія". За 5 місяців там було проведено 9 проектів, у тому числі останній - міжнародний. Спочатку люди дізнавались про події через дуже обмежену групу у фейсбуці. Потім був створений сайт, який почав транслювати, окрім анонсів подій, колонки людей, які прийняли пропозицію писати на сайт, різноманітні статті та інтерв'ю. Згідно концепції сайту він має бути нецензурованим, полемічним, служити платформою зіткнення думок з різних мистецьких таборів і соціальних кіл. Зараз активно створюється онлайн-телебачення "Бактерія-ТВ" завдяки продюсерсько-журналістській команді волонтерів. 

Художнє угрупування "Бактерія" складається з двох вищезгаданих резидентів, які як куратори запрошують для участі в проекті різноманітних авторів. 

Жовч, цукор, жах, соціальні маніпуляції, українофілія і україножерство, аграрно-шляхетська боротьба, нав'язування різноманітних культів, зомбіфікація і роботизація населення, пошук сучасного героя і оспівування антигероїв, антропологічний портрет епохи - це є неповний перелік основних тем, якими цікавиться нео-романтичне угрупування "Бактерія". 

Ще одна задача, яку ставить перед собою "Бактерія" - це необхідність вивести сучасне мистецтво з категорії навішування різноманітних ярликів і таким чином прокласти шлях до свободи від стереотипів. Мистецтво не буває правим або лівим. Політкоректним або нецензурованим. М'яким або жорстким. 

Воно буває або живим, або мертвим.

Олекса Манн

www.bakteria.info
www.facebook.com/bakteria.bakteria
https://www.facebook.com/olexa.mann

 

Проект буде відкрито 29 серпня о 19.00 в галереї NT-Art (Лідерсовький бульвар, 5) за підтримкою Dymchuk Gallery, партнера проекту.

 

Проект «слабость» в галерее «ХудПромо»

Проект «слабость» сосредоточен вокруг ситуации в современном украинском искусстве, в которой художник принципиально не желает предложить/смоделировать варианты решения социальных проблем, и вообще проблем, выходящих за рамки личного пространства. Художник предлагает только описание, фиксирование видимых проблем с тем, чтобы общество реагировало и искало варианты решения. Сама необходимость поиска решений представляется художнику в какой-то степени даже неприличной, выходящей за рамки «кодекса чести» художника. Этой странной позиции (со стороны здравого смысла) и посвящен проект «слабость». Слабость — как отсутствие силы и воли что-либо изменить.

В проекте исследуются границы и возможности социально направленного искусства, особенности психологии художника как социальной группы в контексте вызовов и соблазнов жизненного мира. 

В проекте участвуют:

Артём Волокитин

Алина Гордиенко

Антон Логов

Татьяна Малиновская

Виктор Нефёдов

Алексей Сай

Марина Талютто

Елена Полященко

Альбина Ялоза

Куратор проекта — Максим Ковальчук

 

Открытие проекта 29 августа, в 16.00, в галерее "ХудПромо", Жуковского, 6 

 

Слабость. Без заглавных букв

В проекте «самоуправление…» предусматривается возможность не только участия отдельных художников, но и реализация самостоятельных проектов, предложенных независимыми кураторами. Нас заинтересовало предложение Максима Ковальчука. Не знаем, получится ли у него реализовать этот проект, но концепция его представляется нам весьма симптоматичной и хорошо изложенной. Вот она:

 

слабость

 

суть: проект посвящен границам возможности (ограниченности) социально направленного искусства.

 

источник бед: рабочее название — "слабость" возникло как реакция на то, что художники считают своим делом только обозначить волнующую "проблему", а как её разрешить — это художники своим делом принципиально не считают. на выходе мы (общество) получаем обозначенные проблемы, но без предложений и/или вариантов развития, а поскольку самих проблем у нас хватает и без художников — становится неясно, какой смысл в таком искусстве. совершенно очевидно, определить, что и как будет лучше для всех — не представляется возможным. также на поверхности лежит понимание того, что есть общие блага, одинаково высоко ценящиеся многими. отсутствие конструктивных и неконструктивных предложений выставляет художника в невыгодном свете, это гарантия одиночества идеи от отсутствия воли-к-изменениям. слабость как исходная предпосылка в намерении сделать мир лучше, слабость как гнилой кирпич в фундаменте.

 

такая идея. этот проект планируется не одноразовым, мы рассчитываем на эволюцию (в противовес революции) и, для начала, нас интересует скорее создание информационного повода для исследования возможностей современного искусства. 

 

что делать: принципиальным для нас является то, что работы должны быть сделаны специально для этого проекта. показать, что художники действительно озабочены этим вопросом.

 

работы в самых различных техниках — живопись, графика, плакат, video art, инсталляция, объекты, скульптура и др.

 

любые ваши предложения будут важным процессом становления проекта.

 

максим ковальчук

 

20.03 М. Рашковецкий

Мирослав, с одной стороны ты утверждаешь, что «современный художник ограничен своей основной функцией – изобретения «общественно полезных» моделей существования и действия в современной реальности». В целом, это мне нравится (если не цепляться пока к слову «ограничен» и не вникать в вопрос, чем тогда художники отличаются от социологов). С другой стороны, получается, что этот самый «общественно озабоченный» художник даже не ставит перед собой задачу обращения к обществу, а апеллирует к ничтожно малой его части.

Подробнее...
 

16.03 М. Кульчицкий

Должен признаться, Миша, тебе удалось меня «зацепить»! Абсолютно согласен с тем, что, говоря о нашем проекте «Самоуправление…», нам следует удерживать во внимании три его составляющие: эстетическая проблематика (в частности, определение «поля искусства», которое мы, после длительных дискуссий, решили не давать); социокультурные (социополитические) проблемы; экономика проекта. Дальше начинаются разногласия, ведущие свое родство от наших бурных дискуссий середины 1990-х. В первую очередь, речь идет об «элементарной невозможности адекватного рассмотрения» вопросов: «что делать?», «для чего?», «для кого?» в отрыве от вопроса «как делать?» (вслед за тобой отмечу, что «целостность – это одна из эстетических категорий»). И как только мы начинаем дискуссию о первых, забывая о втором, эта дискуссия со всей неизбежностью приобретает схоластический характер. Таки да! Неоднократно убеждался в этом, участвуя во всевозможных форумах современного искусства!

Подробнее...
 

15.03 М. Рашковецкий

Говоря о проблематике проекта «Самоуправление», необходимо одновременно удерживать во внимании три его составляющие.
Это эстетическая проблематика (ведь мы четко указали, что проект реализуется в поле искусства).

Это проблемы социо-культурные, в том числе, социально-политические.

И, наконец, это проблемы экономические, в том числе, и прямо касающиеся экономики предлагаемого проекта.

Ставя ударение на слово «одновременно», я отнюдь не имею в виду цезарианские таланты совершать различные по своей природе и целям действия в одно и то же мгновение. Речь идет об элементарной невозможности адекватного рассмотрения каждого из трех аспектов в отрыве от остальных. (И тут мы сразу можем отметить, что целостность – это одна из эстетических категорий.)

Подробнее...